День железнодорожника — первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден 9 июля 1896 года приказом министра путей сообщения Российской империи. Первоначально он отмечался 25 июня — в день рождения императора Николая I, который начал строительство железных дорог в России. После Октябрьской революции праздник был упразднен и предан забвению почти на двадцать лет. День железнодорожника был восстановлен постановлением ЦИК РФ от 28 июля 1936 года и праздновался 30 июля. В 1940 году был перенесён на первое воскресенье августа.
Сегодня российские железные дороги — одна из крупнейших транспортных систем мира. Россия занимает 3-е место в мире по общей протяженности железнодорожных путей (121 тысяч км), уступая США (250 тысяч км) и Китаю (127 тысяч км).
В 2003 году было учреждено ОАО «Российские железные дороги», единственным акционером которого является Российская Федерация. РЖД входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. По итогам 2020 года, компания перевезла 869,4 млн пассажиров, из них 67,5 млн — поездами дальнем следования.
День железнодорожника – профессиональный праздник для многих новороссийцев, работающих в железнодорожной отрасли. Стоит отметить, что с развитием железнодорожных путей сообщений неразрывно связана история развития города-порта Новороссийск и его становления как важного транспортного узла на Юге России.
Новороссийск к концу XIX века развивался как как один из крупнейших российских портов на Черном море, и создание железнодорожной линии в городе являлось важнейшей экономической и стратегической задачей государственного значения.
Строительство всей железнодорожной инфраструктуры взяла на себя Владикавказская железная дорога – частное, как и большинство железных дорог Российской империи того времени, общество. Помимо самой станции была построена одна из крупнейших железнодорожных мастерских юга России (сейчас - Новороссийский вагоноремонтный завод), а также первый в нашей стране механизированный элеватор.
Здание железнодорожного вокзала работы инженера-архитектора Виктора Пиотровского было торжественно открыто летом 1888-го года. Во время Великой Отечественной войны здание вокзала было сильно разрушено, его восстановление стало одной из значимых послевоенных работ архитектора Данини В.С., которому удалось воссоздать первоначальный вид здания и детали его архитектуры. Сегодня вокзал является памятником архитектуры общегосударственного значения.
На территории Новороссийска расположены несколько памятников, связанных с железной дорогой. Один из них находится недалеко от цемзавода «Октябрь» - памятник «Расстрелянный вагон», входящий в мемориальную композицию «Линия – рубеж обороны». Стела на территории локомотивного депо, установленная в честь начальников депо А.Ненашева и И. Лифаря, погибших при исполнении служебных обязанностей в 1942-1943 годах. В честь 100-летия Новороссийского локомотивного депо в 1988 году был установлен паровоз-памятник 9П-14334 (построен в 1937 году).
В наши дни благодаря железной дороге через порт Новороссийск осуществляются грузовые мультимодальные грузовые перевозки, а пассажирские перевозки включают как направления в пределах Краснодарского края, так и полсотни поездов, соединяющих город-герой с удаленными уголками России.