закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
26 ноября 2020 (08:30)

Элегантная многодетность

Даже когда жизнь – сплошное преодоление, надо оставаться женщиной

Юлия Мартынович сумела создать крепкую семью, получила высшее образование, окончила курсы связистов в военном училище, 15 лет прослужила в армии, вырастила троих кровных детей и стала мамой для троих опекаемых, ведет занятия для многодетных, участвует в общественной жизни города и при этом всегда выглядит как с обложки журнала.

Другая семья

Юля сидела на полу в своей комнате, уткнувшись лбом в колени и зажмурив глаза. Руками она изо всех сил пыталась заткнуть уши, но крики ругающихся родителей, казалось, проникали в мозг даже через кожу. «У меня будет другая семья, много детей, и все они будут расти в любви и внимании! В любви и внимании!» – шептала девушка сквозь слезы.

– Юля, Юль!

Женщина открыла глаза. Ей опять приснился детский кошмар, а ведь она думала, что все это давно проработала. Муж с нежностью посмотрел на нее и обнял.

– Все хорошо, Володь, спи. Я сейчас.

Владимир знал, что будет дальше. Сначала она подойдет к Васе, затем проверит девочек и зайдет к Богдану, попьет воды и вернется, но перед этим еще раз посмотрит на Василия. С этой женщиной он вместе уже почти 30 лет.

Они познакомились, когда Юле было 15. Владимир учился в рязанском училище связи. Эта веселая неприступная школьница зацепила его тем, что даже не дала свой номер телефона, не сказала адрес и не разрешила провожать. А он проследил. Через неделю, в следующем увольнении, он пришел к ее дому, расспросил соседей, где живет такая Юля, и пришел знакомиться с родителями. Как только девушке исполнилось 18 лет, сделал предложение. Из училища Владимир Мартынович выпускался, будучи папой.

Всю жизнь маленький

Юля погладила Васю по голове и подоткнула одеяло. Он навсегда остался их маленьким ребенком, который спит с ними в одной комнате. Двойня родилась раньше срока. Василий и Алексей. Мечта Юли о большой семье осуществилась в ускоренном порядке. Дочери Вике не было еще и трех лет, когда она стала старшей сестрой.

Пневмония, подхваченная мальчишками в шестимесячном возрасте, оказалась для Васи фатальной: брат выздоровел без последствий, а он стал тяжелым инвалидом. Много раз врачи предлагали отказаться от ребенка, прекратить бороться, ставили сроки: год, три, десять, четырнадцать, а ему 25. И это их победа. Не говорит, не видит, не ходит, но все чувствует – в этом родители не сомневаются.

Во время пандемийного карантина Вася впал в депрессию, стал отказываться от еды и воды. Так он отреагировал на изменившийся уклад семьи: его больше не водят на танцы и даже не берут на улицу. Доктора разводили руками: «Он устал жить». Каково такое слышать матери? Внутри у Юли все разрывалось на части. Три месяца сын угасал на глазах.

– Вася, я знаю, ты меня слышишь. Сынок, я не сержусь. Если ты хочешь уйти, отпускаю, ведь понимаю, что ты еще здесь только ради меня. Иди, сыночек, я не буду держать, только одно скажу: у нас с тобой столько незавершенных дел впереди! – Юля прижала истощенную руку сына к своей груди и улыбнулась, наполняя все пространство искренней любовью.

Вася громко вздохнул и начал есть.

Вторая жизнь

Девочки спали. Юлия посмотрела на Настю – совсем большая уже, 13 лет. Кто бы ей раньше сказал, что она будет воспитывать, а главное, любить чужого ребенка, посмеялась бы. Но, оказавшись случайно в доме малютки и увидев эту шестимесячную никому не нужную кроху, не смогла с ней расстаться. Девочка была с непростым диагнозом – всю жизнь на лекарствах, и это при самом благоприятном исходе. Её ждал интернат, если бы не настойчивость Юлии. Годик девочка отметила в семье Мартынович.

Владимир сначала скептически отнесся к идее жены взять под опеку ребенка. И только потом признался, что с появлением малышки в доме началась словно вторая жизнь. Из-за службы он не видел, как росли трое родных детей, и только с Настей почувствовал себя настоящим папой.

Саша заворочалась и повернулась на другой бок. Юля подняла с пола упавшего мишку и положила дочери на подушку. «Маленькая леди», – женщина улыбнулась своим мыслям. Эта девочка появилась в их жизни четыре года назад. Обиженная на мир, но мечтающая о семье. Нежность новой мамы, мудрость, терпение убрали все наносное, и оказалось, что Александра не разбойница, а принцесса.

Солнечный мальчик

Комнату Богдана освещал ночник. «Мой маленький солнечный мальчик», – Юля присела на край кровати и погладила сына по голове. Богдан и Александра – брат и сестра. Ему было три года, когда Юлия с мужем пришли в центр помощи детям. Владимир не хотел идти, считал, что им хватит детей, но спорить с женой не стал. Мартыновичи накупили сладости и пошли «только познакомиться».

Юля с Сашей уже о чем-то щебетали в актовом зале, когда воспитатель привела Богдана. Малыш был насторожен, но, увидев рядом с незнакомой тетей сестренку, заулыбался и собрался к ним бежать, как вдруг заметил, что сбоку от него сидит мужчина. Владимир, как сказал бы психолог, принял закрытую позу. Но Богдана это не остановило. С громким и радостным «Папа!» он бросился к нему на шею. Руки мужчины сами обняли необычного ребенка. То, что у мальчика синдром Дауна, уже не имело никакого значения.

Супруги вышли из центра в молчании. «Давай заберем их», – спокойно и уверенно сказал Владимир. Юлия выдохнула и сильнее прижалась к плечу мужа. В очередной раз она убедилась, что сделала правильный выбор четверть века назад, сказав ему «да».

Лекарство от депрессии

Владимир Мартынович – ветеран боевых действий, подполковник запаса. Юлия тоже 15 лет отдала армии. За безупречную службу отмечена ведомственными наградами. Удивительно, как ей удалось совместить службу и многодетность без помощи родственников и нянь. Большинство коллег даже не знали, что у нее есть дети, ведь она никогда не уходила раньше, не брала больничные, а глядя на ее безупречную внешность, думали, будто все свободное время женщина проводит в салонах красоты.

В 2018 году Юлия вышла на пенсию и впервые оказалась в положении неработающей женщины. Началась депрессия. Спасли путешествия. Вместе с Богданом и Василием она отправилась на авто в центральную часть России, чтобы посетить разные города и храмы.

– Со стороны это выглядело странным. Неоднократно ловила на себе сочувствующие, а иногда и брезгливые взгляды прохожих: женщина с ребенком в инвалидной коляске, а рядом еще один – с синдромом Дауна, но мне уже давно все равно, что думают обо мне посторонние. Это мои самые любимые мальчишки! Богдан год не подходил к Василию, а потом он словно решил, что это его младший братик. Знаете, он же мой самый главный помощник!

Преодоление

Старшая дочь с мужем живут в Рязани. Алексей окончил техникум, живет отдельно от родителей. Вместе с Юлей и Владимиром живут Василий, Настя, Саша и Богдан. В этой семье ни у кого нет домашней одежды, а ужин сервируется по всем правилам: скатерть, красивая посуда и т.д. У них так принято. А еще у Мартыновичей две собаки, кот – все из приюта, два попугая и две крысы.

Юлия является заместителем председателя НГОО «Сообщество многодетных семей «Единая семья». Каждый день она своим примером показывает и рассказывает о том, что жизнь прекрасна. Да, не всегда легкая, радостная, но ее надо любить и проживать, а не существовать. И самое важное – в любых обстоятельствах оставаться элегантной женщиной.

– Порой за чашкой чая ловлю себя на мысли о том, что моя жизнь – какое-то сплошное преодоление. Когда четыре года назад Вася повторно очень серьезно заболел пневмонией, во мне что-то изменилось. Начала вести свой блог, нашла для него занятия по танцам на колясках, выбила бассейн. Мне стали люди писать и просить, чтобы больше рассказывала про наш быт, потому что мои посты им дают силы не сдаваться, бороться за детей. Получается Вася, и Богдан, и девочки через меня помогают другим. А быть полезным – это, наверное, и есть основное предназначение человека.

Полина КАЛАШНИКОВА, фото из архива Юлии Мартынович