Каждый раз, встречая в День знаний в школьном дворе своих первоклашек, Елена Коновалова волнуется. У нее за плечами почти 30 лет педагогического стажа, семь выпусков, но эти мальчишки и девчонки, а также их родители заставляют учительское сердце биться в учащенном ритме.
Пример на всю жизнь
Лена Коновалова сидела за первой партой. На ее стуле подушка, а под столешницей табуреточка, потому что ноги до пола не доставали. Эти нехитрые приспособления придумала любимая учительница – Тамара Терентьевна Петрикова. У нее всегда был индивидуальный подход к каждому ученику, исходя из его возможностей и потребностей. За это и за умение объяснять так, что запоминалось сразу и на всю жизнь, за порядочность, интеллигентность, любовь к своему делу и детям Лена уважала своего первого учителя.
На семейном торжестве кто-то из гостей как-то спросил восьмилетнюю Леночку:
– А кем ты хочешь стать? Наверное, тоже врачом, как мама и папа?
– Нет, я буду учительницей, как Тамара Терентьевна.
Родители только улыбнулись. Они всегда с уважением относились к выбору дочери, а в семье царило такое понимание, что никто никогда не повышал голос. А зачем? Ведь всегда можно сесть и поговорить. И когда Лена проказничала, папа умел найти такие слова, от которых больше огорчать родителей не хотелось.
– Папа, Коновалов Владимир Дмитриевич, – мой герой. Я его безумно люблю и уважаю. Он уже 52 года лечит людей. В горбольнице № 1 работает 42 года в лор-отделении, много лет заведовал им. Ветеран труда, кавалер медали «Патриот Новороссийска» за многолетний добросовестный труд. Он для меня идеал в отношении к работе, к людям, к жизни. Я всегда учусь у него. Мама – тоже врач. Тридцать шесть лет отработала стоматологом в поликлинике моряков. Коллеги и пациенты до сих пор вспоминают ее с уважением и благодарностью.
Актриса
Училась Лена хорошо. Была командиром «Звездочки», причем под ее руководством находились четыре мальчишки, но она справлялась. Все школьные годы Коновалова – заводила: придумывала мероприятия, пела в школьном ансамбле, выступала в составе агитбригады для иностранцев, в походах исполняла всеми любимые бардовские песни. Окончив школу, без проблем поступила в новороссийское педучилище.
– К нашему обучению подходили очень строго. Особенно запомнилась преподаватель каллиграфии: допустил хоть одну помарку, где-то буквы не тот наклон взяли – все, даже не подноси, сразу вырывай страницу, заводи новую тетрадь и переписывай. И на практике спуску никто не давал: планы писала от и до, начиная со слов «Здравствуйте, дети» и заканчивая «Урок окончен, до свидания». По ночам репетировала, как актриса перед выходом на сцену. А пособия, которые готовила для своих первых уроков, до сих пор в гараже лежат: рука не поднимается выкинуть.
Колесо судьбы
Диплом получила в 1990 году. Место предложили в школе № 28. Ездить туда пришлось через весь город, правда, всего два дня, а потом все решил случай.
На улице встретила директора своей бывшей школы. Рассказала, что теперь тоже учительница.
– Не хочешь пойти к нам? Место есть. Ты ведь и живешь близко.
В тот же день Елену Владимировну оформили переводом в школу № 2, а через неделю она уже встречала свой первый 1 «Б», с которым общается до сих пор.
– Мне повезло работать в одной параллели со своей первой учительницей. Я бегала в ее кабинет чуть ли не на каждой перемене: как найти подход, как выстроить урок – помощь Тамары Терентьевны была бесценна.
В 1998 году в Новороссийске открылась начальная общеобразовательная школа № 11. Елена Коновалова прошла, как и все остальные учителя, строгий конкурсный отбор и приступила к работе под руководством Татьяны Филь. Все приходилось делать с нуля: готовить стенды, создавать условия, придумывать ритуалы, которые впоследствии стали традициями школы. Шесть лет, до второго декрета, Елена Владимировна отработала в 11-й, а когда дочка пошла в сад, снова вернулась за учительский стол.
В 2015 году колесо судьбы завершило свой оборот. Елена снова вернулась в ту школу, откуда когда-то сама пошла по дороге знаний, правда, теперь это была уже гимназия № 2. Дали ей третий класс.
И играет, и поет
Мамы занимали места в зале, ученики волновались, ожидая своего выхода. Третий «Б» показывал концерт в честь Дня матери.
– Как только я объявлю, что Дима прочитает стих, вы выходите из зала, идете переодевать дочку к следующему номеру. Сразу после стихотворения ее танец, – объясняла Елена Владимировна одной из мам.
Мальчик старательно, выразительно читал трогательный стих, зрительницы в зале всхлипывали и украдкой вытирали выступившие слезы. Стих закончился, и только тогда женщина спохватилась, что ее дочь не переодета к своему номеру, и выскочила из зала. Повисла пауза.
«Что делать?» – Елена Коновалова начала думать, как выйти из ситуации, и придумала, увидев в углу синтезатор.
– Дорогие наши мамочки, разрешите мне для вас исполнить песню.
Годы в музыкальной школе, которую Елена окончила с отличием, были потрачены не зря. Родители аплодировали и восхищались, они и не знали, что их учительница еще умеет играть на музыкальном инструменте и поет.
Своим примером
– С каждым классом в конце года проводим «Фестиваль талантов», на котором ребята делятся тем, чему они научились за год в кружках и секциях. Это ж очень важно, чтобы дети ценили умения друг друга и гордились одноклассниками.
Класс под руководством Коноваловой посещает различные музеи, выставки, театральные представления, ходит в походы. Как-то даже преодолели восьмикилометровый маршрут по Маркотхскому хребту.
– Я сама патриот. Безумно люблю наш город, искренне считаю его самым лучшим. И детям стараюсь привить любовь к малой родине, к Краснодарскому краю. Патриотизм – это не только память о Великой войне, хотя мы всегда участвуем в конкурсах военных стихов, «Бессмертном полку», «Бескозырке», встречаемся с нашим ветераном Коваленко Григорием Дмитриевичем. Патриотизм – это также сохранение культуры народов, населяющих наш край, бережное отношение к его природе, это знание заслуг и достижений жителей региона. Детей надо развивать всецело, не словами, а личным примером и поступками.
В 2017 году Елена стала победителем муниципального этапа конкурса «Учитель года Кубани по кубановедению».
«Учат в школе, учат в школе…»
В этом учебном году у Елены Владимировны первоклашки. И она волновалась перед встречей с детьми и родителями, словно только вчера выпустилась из педучилища. У нее сотни листочков с планами уроков, меняется программа, меняются дети, и к ним снова и снова нужно искать новые подходы, чтобы было интересно, чтобы они сами хотели учиться.
– Когда меня спрашивают родители, как заставить ребенка читать, объясняю, что не надо заставлять. И списки на лето не даю: пусть читают то, что им нравится, главное, чтобы читали. Идете вы по городу – пусть читают афиши, вывески, надписи на упаковках с продуктами, любимые журналы. Так мы вырабатываем навык. В классе у нас есть коробка с книжками и журналами, каждый может выбрать то, что ему интересно, без всякого принуждения. Мы же, взрослые, не любим, когда нас заставляют. И дети не любят. Дали им свободу выбора, и вот результат: на переменах они у меня за партами собираются группками и читают.
И писать красиво я их не заставляю, просто прошу пожалеть учителей старшей школы, которым надо будет разбирать их каракули. Объяснила, донесла, и как итог – почти все мои ребята пишут очень аккуратно. Конечно, умение читать и писать важны, и победы в конкурсах и олимпиадах тоже, но самое главное, к чему стремлюсь, на что ориентирую родителей, чтобы наши дети выросли человечными и неравнодушными.
Полина КАЛАШНИКОВА,
фото из архива Елены Коноваловой