закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
13 Апреля 2021 (17:54)

Деятельность управления социальной защиты населения в городе Новороссийске по организации безбарьерной среды в 1 квартале 2021 года

Распечатать

В Новороссийске проживает около 17 тыс. инвалидов, в том числе более 600 детей - инвалидов. Большинство из них нуждаются в особых «доступных» условиях жизнедеятельности.

Проблема беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры касается не только инвалидов, но и граждан преклонного возраста, граждан имеющих временные нарушения в связи с заболеванием или травмой, использующие детские коляски.

Ратифицировав в 2012 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, Российская Федерация тем самым приняла на себя обязательства по соблюдению условий  доступности для инвалидов объектов и услуг, созданию для них безбарьерной среды.

Термин «безбарьерная среда» применяется к элементам окружающей среды, в которую могут иметь доступ и которую могут использовать люди с различными  нарушениями.

В соответствии с порядком проведения мониторинга доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденным приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 6 ноября 2012 года № 529 управлением социальной защиты населения в городе Новороссийске, ежегодно, во взаимодействии с представителями местных подразделений общественных объединений инвалидов, формируется реестр приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов (далее - Реестр), путем определения приоритетных объектов из общего перечня объектов, расположенных на территории муниципального образования.

К числу приоритетных отнесены сферы государственного и муниципального управления, финансово-кредитная, здравоохранение, образование, социальная защита, физическая культура и спорт, культура, транспортная и дорожно-транспортная инфраструктура, услуг и потребительского рынка, информации и связи и другие.

На сегодняшний день в Реестр вошли 343 объекта, расположенных на территории муниципального образования.

В 1 квартале 2021 года специалистом управления проведен мониторинг доступности на 70 приоритетных объектах, из которых признаны недоступными для маломобильных граждан – 30 объектов и доступными полностью - 18, а с учетом мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей для инвалидов – 20 объектов.

Информация о состоянии доступности объектов размещена на карте федерального Интернет - портала «Жить вместе» (http://zhit-vmeste.ru).

В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 7 июня 2017 года № 116 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 1 января 2018 года за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг осуществляется региональный государственный контроль (надзор).

С указанного периода прекращена деятельность управления по проведению внепланового мониторинга доступности объектов, а также по привлечению к административной ответственности лиц, за нарушение требований законодательства, предусматривающих доступность к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Указанной статьей также закреплено, что если существующие объекты невозможно полностью приспособить по строительным нормам, то до момента их реконструкции или капитального ремонта должны быть приняты меры, удовлетворяющие минимальные потребности инвалидов.

Перечень разработанных мер обязательно необходимо согласовать с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального района.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2020 года № 985 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил, которые подлежат применению на обязательной основе. Пунктом 43 определен перечень норм СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения обязательных к исполнению.

Хочется отметить, что «доступная среда»  – это не только пандус. К вниманию должны приниматься основные  структурно-функциональные зоны объекта и  перечень определенных нормативно-правовых документов, регламентирующих требования к обеспечению доступной среды.

Во-первых,  это участки и территории на подходах к любому объекту. Около половины пешеходных дорожек вымощены современной тротуарной плиткой. В целом такие тротуары соответствуют нормам, предъявляемым к путям движения инвалидов и других маломобильных групп населения, но и к ним есть определенные требования, а именно: к покрытию, ширине дорожки, высоте бордюров по краям пешеходной дорожки, наличию предупреждающих или направляющих  указателей, контрастно - окрашенным поверхностям  и указателям. Наличие бордюров высотой не менее 5 см по краям пешеходных путей очень важно. Они предотвращают случайный съезд  с тротуара людей в инвалидных колясках и служат ориентиром для незрячих людей, а в целом бордюры обеспечивают безопасность дорожного движения всем пешеходам.

Для слабовидящих важным является наличие тактильных указателей движения, светофоров, звуковых маячков.

Во- вторых, это входные группы: входная площадка, тамбур, входная дверь, ступени, лестницы, пандусы, поручни.

При адаптации входной группы не стоит забывать о необходимой ширине и о порогах, в какую сторону должна открываться дверь, какие знаки должны быть для незрячих и слабовидящих людей.

Не редко при проведении мониторинга усматривается, что уклон пандуса, его ширина, наличие горизонтальной площадки,  ограждения и установка поручней  не соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Нередки случаи, когда  уклон пандуса настолько крут, что и здоровому человеку не под силу по нему пройти. Организация,  экономя материалы, нарушает строительные нормы и правила, предъявляемые к устройству пандусов,  и в результате тратит деньги, но доступность объекта для инвалидов не обеспечивается.

В- третьих, это - пути движения в здании, зоны целевого посещения и информационное обеспечение. Это - определенная ширина  коридора и дверей, возможность маневрирования людей с инвалидностью на креслах-колясках, это даже  дверная ручка, ее высота крепления, форма, цвет  и многое другое. Во всех учреждениях, где есть стойки приема, возможно ли  подъехать к ней инвалиду на коляске? Информационные стенды во всех ли учреждениях доступны для инвалидов?

В-четвертых, это санитарно-гигиенические помещения. СП 59.13330.2016, как и на все другие функциональные зоны,  определен перечень  требований к данным помещениям.

Вновь вводимые в эксплуатацию объекты, объекты после проведения капитального ремонта и реконструкции должны  полностью соответствовать требованиям их доступности для инвалидов.

При невозможности по техническим причинам приспособить объект для инвалидов, как альтернативная форма оказания услуг к физической доступности объекта предусматриваются организационные решения, которые позволят инвалиду получить необходимую услугу  дистанционно.

Поэтому при строительстве и реконструкции еще на стадии проектирования необходимо исправлять ошибки и без финансовых затрат, а  ошибки, выявленные по окончании строительных работ зачастую очень тяжело исправить.

С этой целью управления социальной защиты населения Краснодарского края осуществляют согласование заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при их капитальном ремонте, строительстве и реконструкции.

Согласованию подлежат задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры, в части соблюдения условий по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, при новом строительстве и при проведении капитального ремонта (реконструкции) зданий и сооружений.

В 1 квартале 2021 года согласовано 18 заданий на проектирование и 1 задание возвращено на доработку. Руководителям проектных организаций, допускающих ошибки в документации, направлены рекомендации по формированию безбарьерной среды для маломобильных граждан в рамках действующих норм.

Более подробную информацию по вопросам формирования безбарьерной среды можно получить в управлении социальной защиты населения в городе Новороссийске по ул. Московская, д.8, каб.12, телефон 21-28-40.