закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть

Региональный государственный строительный надзор

Информация об осуществлении деятельности контрольно-ревизионного управления администрации муниципального образования город Новороссийск по осуществлению регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 

В соответствии со ст.1 Закона Краснодарского края от 08.06.2022 № 4684-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельным государственным полномочием Краснодарского края по осуществлению регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (ред. от 23.12.2022) органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в том числе город Новороссийск, с 01.08.2022 наделяются отдельным государственным полномочием Краснодарского края по осуществлению регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На контрольно-ревизионное управление администрации муниципального образования город-герой Новороссийск (далее – Управление), в соответствии постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 14.09.2023 № 4344 «Об утверждении Положения о контрольно-ревизионном управлении администрации муниципального образования город Новороссийск и о признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования город Новороссийск» возложена обязанность по осуществлению регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. 

Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являются соблюдение:
- требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
- соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство. 

Информация о необходимости получения разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства изложена в ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Предельные параметры разрешённого строительства регламентируются Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Новороссийск, утверждёнными решением городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23.12.2014 N 439 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск" (далее – Правила).

Правила, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, устанавливают порядок регулирования землепользования и застройки территории муниципального образования город Новороссийск, основанный на градостроительном зонировании – делении всей территории муниципального образования город Новороссийск на территориальные зоны и установлении для них градостроительных регламентов. 

Региональный государственный строительный надзор управлением осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) в порядке, установленном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2021 № 1021 «Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре». 

Управление осуществляет взаимодействие с департаментом по надзору в строительной сфере Краснодарского края в целях направления материалов контрольных (надзорных) мероприятий, являющихся основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. 

В целях согласования решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий осуществляет взаимодействие с органами прокуратуры в соответствии с приказом Генеральной прокуратуры Российской федерации от 02.06.2021 № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». 

В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Выбираемые профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия, применяемые меры по пресечению и (или) устранению нарушений обязательных требований должны быть соразмерными характеру нарушений обязательных требований, вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям.

Проведение Управлением профилактических мероприятий осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба). В этих целях объекты регионального государственного строительного надзора подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.

Критерием отнесения объектов регионального государственного строительного надзора к соответствующей категории риска осуществляется в порядке, установленном главой 2 постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.12.2021 № 1021 «Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре».

В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Управлением применяется следующий индикатор риска нарушения обязательных требований:

непоступление извещения о начале строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, предусмотренного частью 5 статьи 52 Кодекса, по истечении 90 календарных дней со дня получения Департаментом в соответствии с частью 15 статьи 51 Кодекса копии разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства. 

Осуществляются профилактические мероприятия на основании Программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. 

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий специалисты управления вправе:
а) Подготавливать и составлять:
- решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- заявления о согласовании с прокурором проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
- задания на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с контролируемыми лицами;
- мотивированные представления, предусмотренные ст.60 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;
- протоколы инструментального обследования;
- протоколы опроса;
- протоколы осмотра;
- требования о предоставлении документов;
- акты по факту воспрепятствования мерам по осуществлению внепланового контрольного мероприятия;
- акты о невозможности проведения внепланового контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемыми лицами;
- акты проведения внепланового контрольного мероприятия, осуществляемого без взаимодействия с контролируемыми лицами;
- акты инспекционного визита.
б) Подготавливать, составлять и объявлять Предостережения;
в) Подготавливать, составлять и направлять уведомления о выявлении самовольной постройки;
г) Консультировать. 

В порядке, установленном законодательством, и в пределах своей компетенции рассматривать жалобы на решение органа контроля в порядке, установленном главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Контролируемое лицо, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
- решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) должностных лиц Управления в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Жалоба подается контролируемым лицом в Управление, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Исчерпывающий перечень сведений (документов), которые могут запрашиваться у контролируемого лица при осуществлении регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации:
1. Учредительные документы.
2. Документы, подтверждающие полномочия законного представителя контролируемого лица, уполномоченного представителя контролируемого лица.
3. Правоустанавливающие документы на земельный участок, предоставленный для строительства объекта недвижимости, с внесенными в них изменениями, дополнительными соглашениями (далее - объект).
4. Проектная документация объекта, включающая в себя все внесенные изменения.
5. Копии судебных актов по делам, затрагивающим права и законные интересы участников строительства.
6. Техническая документация.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий Управление не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Управлением от иных органов.

Также Управление осуществляет мероприятия по выявлению самовольных построек на территории муниципального образования город Новороссийск в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 06.09.2023 № 4160 «Об утверждении Порядка осуществления мер, направленных на реализацию полномочий органа местного самоуправления в части сноса самовольных построек на территории муниципального образования город Новороссийск и о признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 17 ноября 2021 года № 7000 «Об утверждении порядка осуществления мер, направленных на реализацию полномочий органа местного самоуправления в части сноса самовольных построек на территории муниципального образования город Новороссийск».


Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации на территории муниципального образования город-герой Новороссийск, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований 

№ п/п Структурная единица Текст нормативного правового акта, содержащего обязательные требования

    Градостроительный кодекс Российской Федерации
1 пункт 4 статьи 2 4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
2 пункт 1
статьи 38
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
3 пункт 2 статьи 51 Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
4 пункт 4 статьи 54 Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 настоящей статьи, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, единым документом, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.

    Земельный кодекс Российской Федерации
5 абзац 7 статья 42 соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
6 пункт 3 статьи 85 Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

    Решение Городской Думы муниципального образования город Новороссийск от 23 декабря 2014 г. N 439 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск"
7 Весь акт https://admnvrsk.ru/podrazdeleniya/upravleniya/kontrolno-revizionnoe-upravlenie/otdel-munitsipalnogo....

    Меры ответственности, применяемые при нарушении обязательных требований земельного законодательства
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
9 пункт 1 статья 9.5 Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство,-
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
10 статья 19.4.1 1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
11 пункт 1 статья 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства,
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
12 статья 19.7 Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.7.15, 19.8, 19.8.3, частями 2, 7, 8 и 9 статьи 19.34 настоящего Кодекса,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.