закрыть
меню
поиск по сайту
закрыть
13 апреля 2022 (15:45)

Четыре кукушки на счастье

За полвека, прожитых вместе, у Ивана Кяппина и Валентины Чечеровой было всякое, кроме одного – желания развестись. 21 марта в кругу детей и внуков супруги отметили золотую свадьбу!


Кадры решают все

– Здравствуйте! Можно? – в отдел кадров радиоприборного завода г. Абовяна (Армянская ССР) вошел молодой человек. – Я к вам по распределению прибыл из Ленинграда. Иван Кяппин, радиотехник.

– Здравствуйте! Валентина. Давайте ваши документы, – невысокая стройная блондинка с короткой стрижкой по последней моде улыбалась новому сотруднику. – Сейчас оформимся и расскажу, как тут у нас все устроено.

Если Иван оказался в Армении по распределению, то Валентина сделала выбор сама: приехала из Кирова в гости к сестре, и та ее уговорила остаться, мол, тут и завод радиоприборный, и квартиры новые скоро построят. А что еще надо для счастья? Пока уволилась, пока вернулась, квартиры раздали. Валентина поселилась в общежитии.

В то же общежитие, только на другой, мужской, этаж заселили Ивана.

– Валентина была первым человеком, с кем я на заводе познакомился. Судьба, видать. Внешне мне сразу понравилась. А потом оказалось, что она к тому же веселая, спортивная. Так получилось, что у нас сложилась общая компания из 16 человек. Вместе работали, вместе отдыхали: ходили в походы, ездили на экскурсии, занимались спортом. Валя играла в волейбол за наш завод.

– Я на три года старше. Помню, как девчонкам сказала еще: «Хороший парень, жаль, что молодой», – вспоминает Валентина Павловна и смеется.

Брак и девичья фамилия

Спустя шесть месяцев знакомства дружеские отношения переросли в любовь. 21 марта 1972 года в обеденный перерыв Валентина и Иван расписались в местном ЗАГСе. Знакомым о событии сообщили постфактум.

– Так как дело было в Армении, то все бланки пришлось собственноручно заполнять, чтобы нигде ошибок не было, – рассказывает Валентина Павловна. – Фамилию свою оставила, это мы сразу решили. Он не возражал.

25 марта в квартире сестры Валентины сыграли свадьбу. На торжество прилетели родители с обеих сторон и пришли общие друзья. Ни свадебного платья, ни фаты у невесты не было. Белый костюм для торжества Валентина одолжила у подружки.

– Шампанского не было. Да и зачем оно нам, когда в Армении столько хорошего вина. 93 коп. за 0,7 л, – вспоминает Иван Григорьевич. – А знаете, что еще запомнилось? Нам подарили четверо часов с кукушкой! Вот и накуковали нам они долгую совместную жизнь.

Двойное счастье

После свадьбы быт молодых не сильно изменился: они также жили в своих комнатах на разных этажах общежития. Побыть вместе удавалось лишь тогда, когда кто-то из друзей, уезжая в отпуск, оставлял ключи от своей комнаты.

– Забеременела. Рожать поехала к маме в Тюменскую область. Мне повезло, что акушерка опытная попалась: Олечка на свет появилась, а живот меньше не стал, вот тогда она мне и сказала, что, скорее всего, сейчас еще ребенок будет. Через 20 минут родилась Иришка.

Ивану о рождении детей сообщили телеграммой.

– Сестра телеграмму получила, идет ко мне, ревет. Я уж думал, что-то непоправимое случилось, а там, оказывается, две девчонки родились. Имена Валя им сама дала. Вернее, имя Ольга мы давно выбрали для дочки, не знали же, что две будет. Ирина так Ирина. Раз мать решила, значит, так тому и быть.

Иван несколько раз прилетал к своим девочкам в гости, а забрал их обратно в Армению, когда малышкам исполнилось шесть месяцев. Сначала Валентина с девочками у сестры жили, а потом им наконец-то дали комнату.

Переезд

Дочкам исполнилось два, когда они переехали в малосемейку. Для неизбалованной семьи это были просто хоромы!

– Нам повезло, девочки росли спокойными и послушными. В два годика уже веник в руках держать могли и «помогали» порядок наводить. Утром проснутся, друг с дружкой тихонечко играют, только когда проголодаются, нас будили.

После трех лет работы в отделе ОТК Ивана Григорьевича перевели на регулировку приборов. Зарплата стала больше, и семья начала откладывать средства на кооперативную квартиру. Все получилось. Сына Владимира из роддома родители принесли уже в собственное отдельное жилье.

– Я часто ездил в командировки по всему Союзу. И каждый раз присматривал новое место работы, потому что всегда знали, что в Армении не останемся, – рассказывает Иван Григорьевич. – Когда бывший начальник Валентины предложил нам перебраться в Новороссийск, где он сам работал на заводе «Прибой», согласился.

Море и баня

Весь берег моря был устлан гниющими водорослями, источавшими такое амбре, от которого слезились глаза. «Какой ужас, – думала Валентина, приехавшая к мужу в город-герой, – никогда не буду тут жить!» Но через два месяца собрала детей и переехала: семья должна быть вместе. Это было в 1983 г.

Сегодня, сидя за столом в собственном доме в ст. Раевской, Иван Григорьевич и Валентина Павловна с улыбкой вспоминают то время, а тогда, почти 40 лет назад, было ох как нелегко.

Снять жилье семьи из пяти человек – проблема. Сделать прописку – еще большая проблема. Приходилось идти на разные хитрости.

– У хозяев частного дома, который мы снимали, была сауна. И 31 декабря 1985 г. мы пошли париться. Нам это так понравилось, что стали регулярно ходить в городскую баню, а когда решили строить дом, то самое первое, что обустроил сын, – сауна. 37 лет каждую субботу у нас банный день.

В челноки, чтобы выжить

В 90-х завод начал приходить в упадок. В последнем доме, построенном для сотрудников «Прибоем», Иван Григорьевич и Валентина Павловна получили трехкомнатную квартиру.

– Самым сложным был 1992-й. Мы буквально выживали: выращивали цветы на садовом участке, собирали в лесу кизил и все это продавали.

На помощь пришли друзья. Дали в долг денег и позвали с собой в Китай за товаром. Иван Григорьевич согласился, хотя для него, высококвалифицированного специалиста, весь этот бизнес был чуждым, но, когда дома жена и трое детей, выбирать не приходилось. Сначала возили обувь и одежду, а потом в дело вмешался случай.

– Приехали к родственникам в Ленинградскую область, и там у меня очки сломались. Открыли газету, нашли объявление о продаже очков, поехали. Продавец посоветовал взять не одни очки, а десяток. Позвонили в Новороссийск детям, те сходили в оптику, посмотрели ассортимент, цены, и мы решили, что на этом можно зарабатывать. В следующий раз Иван поехал в Китай уже за оптикой.

Ни магазинчика, ни места на рынке у наших героев не было. Торговали всем с колес, разъезжая по краю. Иван Григорьевич управлял автомобилем, а Валентина Павловна была его верным штурманом с картой в руках, привыкли все и всегда делать вместе: в болезни и в здравии, в богатстве и в бедности…

«Слушать и уметь разговаривать»

Муж и жена – одно целое. Валентина Павловна и Иван Григорьевич – яркий тому пример. Несмотря на все трудности, они вырастили трех дружных детей, которые состоялись в жизни и живут рядом с родителями в Раевской. У них подрастают четверо внуков. Новый год, дни рождения, важные даты – все собираются за одним столом, никаких приглашений, кроме как уточнений, в чьем доме на этот раз будет накрыт стол. Это ли не счастье, о котором многие мечтают?

– Когда золотую свадьбу отмечали, там задание от ведущего было на вопросы ответить. И знаете, мы же с Ваней всегда одинаково отвечали, он для меня самый родной человек.

– Мы за всю жизнь с Валей ни разу серьезно не поругались, ну, разве что, выбирая обои. Слушать надо друг друга и уметь разговаривать – вот, пожалуй, и все, что надо для счастливой семейной жизни, никаких секретов.


Полина КАЛАШНИКОВА

фото из семейного архива героев публикации